?

Log in

Stop! This is a wrong planet I got off.
Wow, I like this world!
Я хочу работать в Майкрософт : Начало 
30th-Mar-2013 12:06 pm
Me2011, Main
Этот текст я пишу в первую очередь для себя. Без претензии на литетурность или какую-то дидактическую ценность для читателя. Мне уже сказали, что текст получился сумбурный и часто скучный. Наверное так и есть. Я просто попытался записать тот поток мыслей, который у меня возник в момент написания (большая часть текста написана в поездах). После опубликования в личном дневнике я попробую адаптировать текст для тематического блога habrahabr.ru. Как только я это сделаю, а размещу здесь ссылку на адаптированый текст – поэтому если Вам интересна только практическая часть, а не мои сентенции, то имеет смысл немного подождать.

Как всё начиналось


Мечта работать именно в Майкрософт появилась у меня, наверное, еще в старших классах школы. Собственно в то время (ранние 90-е) мы – школьники, увлеченные информатикой – знали только три фирмы, что производили софт:

  • Майкрософт за его DOS и потом Windows,
  • Borland, в редакторах которого мы писали свой код и
  • Symantec, из-за повсеместного распространения программы Norton Commander.

Тогда об альтернативных операционных системах знали только бородатые дяди в своих НИИ, в кабинете информатики стояли либо старые БК-ки («Бэ-Кашки»), либо не менее старые «Искры» (клоны 086-архитектуры), либо – как в школе-гимназии, куда я перешел после 9-го класса – 286 машины («двойки», как их ласково называл информатик). У меня же дома свою долгую жизнь доживал самособранный (не мной) «Профи» с 1 Мб оперативки и двумя 5.25 дюймовыми дисководами.
Вероятно из-за засилия игровых приставок «Денди», которые в то время были практически в каждой второй квартире, моя мама очень скептически относилась к моим увлечениям компьютерами, считая это занятие "несерьезным" для мужчины. "Серьезным", по её мнению, была лишь профессия врача (мама сама врач), поэтому я практически каждый день слышал, что "поступать мы будем только в медицинский"...
Так получилось, что через 10 лет после этого, уже закончив медицинский и после аспирантуры в Германии, я снова оказался перед выбором профессии: к сожалению, мой диплом врача в Германии не признали, а работа в науке меня совсем не прельщала. Находясь перед, наверное, самым важным выбором в своей жизни, я наконец-то сделал выбор в сторону информатики.
Так получилось, что все проекты, которые я смог успешно осуществить в те десять лет, что прошли от окончания школы до окончания аспирантуры, были так или иначе связаны в программированием: начиная от программы регистрации voltage-clamp сигналов на Дельфи и заканчивая multi-compartment neuronal models в Neuron.
Тут надо отметить, что Германия -- это страна тотальной бюрократии. Поэтому работать тут в любой области без профессионального образования -- даже имея многолетний опыт -- это всегда риск. В первую очередь это касается уровня зарплаты: вне зависимости от квалификации, без образования сложно подняться выше определенного "потолка", как и практически невозможно занять руководящу позицию. Ну и более-менее крупные фирмы (включая и Майкрософт) часто даже не рассматривают кандидатов без диплома.
Взвесив все "за" и "против" я решил, что пора получать профессиональное высшее образование в этой области и пошел учиться на первый семестр Технического Университета Гамбурга.

Учёба и работа.


Тут надо отметить, что в Германии система высшего образования устроена так, что можно учиться и 10 и даже более лет. Поэтому я, не смотря на мой довольно уже солидный для первокурсника возраст, в принципе не сильно выделялся среди остальных студентов. На моём курсе были люди и старше меня и одного со мной возраста, тоже доучивающиеся или переучивающиеся здесь.
В отличие от российкого медицинского вуза, где все предметы жёстко расписаны и расписание на каждый семестр составляется в деканате, в Германии в технических университетах вообще нет расписания как такового. Есть список предметов, которые необходимо сдать для получения "малого диплома" (Vordiplom) и для диплома, порядок же сдачи экзаменов и прохождения предметов не играет практически никакой роли (за редким исключением, например, в случае "Линейной алгебры 2" нужно уже знать весь курс первой части).
К сожалению, в настоящее время образование в Германии находится в состоянии реформирования и вместо привычного "диплома" теперь введена двухступенчатая система "бакалавр -- мастер". Эта система, на мой взгляд, требует значительно больше времени, особенно что касается самостоятельной работы: если в дипломе учебная нагрузка расчитывалась как "часов в неделю в семестр" (SWS, Semesterwochenstunden), при этом учитывались только те часы, в которые студент был на занятии, то в новой системе используются "кредиты", которые включают в себя и домашнюю работу. С одной стороны это конечно хорошо, что домашняя работа стала также входить в твою "учебную нагрузку", но учебная программа теперь составлена так, что практически не остается свободного времени. Мне же повезло стать последним студентом-дипломником в моём вузе: меня сначала тоже зачислили в "бакалавры", но мне удалось перевестись на диплом во втором семестре, чему я был несказанно рад.
Переход на дипломное обучение дал мне около двух свободных дней в неделю. Еще на первом курсе я устроился работать как студент в аэропорт Гамбурга, но эта работа была мало связана с моей будущей профессией и со второго семестра я начал активно искать работу программиста. Статус студента значительно облегчал этот поиск: в любом вузе есть большая доска на которой размещают объявления фирмы, ищущие студентов на временную (и невысокооплачиваемую) работу. Таким образом я и нашел свою первую работу в фирме, которая занималась разработкой программ баз данных для небольших компаний.
Имея возможность работать до 20 часов в неделю (больше нельзя со статусом студента), я получал на этой фирме порядка 900 Евро в месяц, что хватало на оплату всех расходов нашей небольшой семье (мне, жене и ребенку, который как раз родился в мой первый рабочий день на фирме). Забегая вперед скажу, что в этой фирме -- с перерывами -- я проработал всё время учебы.

Студенческая программа Майкрософт.


Где-то в середине третьего курса я случайно увидел объявление о том, что в нашем вузе некие "студенческие консультанты от Майкрософт" будут проводить курс технологии Windows Presentation Foundation. В то время эта технология еще была совсем не известна (точнее, тогда она еще называлась WindowsFX и .Net 3.0 еще не вышел). По удивительному совпадению как раз за несколько дней до этого мне попалась в руки книжка по Windows Workflows Foundation (эти две технологии, хоть и совсем разные, были выпущены Майкрософт одновременно), поэтому я уже был немного в курсе дела.
Курс проводило два студента нашего вуза, которые на протяжении шести занятий рассказывали и показывали вещи, казавшиеся мне тогда просто удивительными: это и декларативный язык разметки XAML, и Data Binding между элементами, и Element Composition, позволяющая сделать кнопку совершенно непохожей на кнопку. Для меня все это было совсем новым и после каждодневных упражнений в программировании на VBA казалось просто каким-то откровением. Я также был зачарован языком программирования C#, на котором после университетских лабораторных на Си и С++ я писал практически как на родном.
Во время самого курса я так и не решился спросить как же эти твое -- Павел и Бьёрн -- стали "студенческими консультантами". Уже после окончания курса я решил поискать в интернете и довольно быстро нашел информацию о студенческой программе Майкрософт, которая уже к тому времени была переименована в "студенческие партнеры Майкрософт" (Microsoft Student Partners, MSP).
На странице программы был указан е-мейл для желающих прислать своё резюме, что я и сделал. Примерно через неделю мне ответил Senior Student Partner в Гамбурге, что он получил моё резюме и хотел бы пригласить меня на интервью в региональный офис Майкрософт. Для интервью я должен был подготовить 20-минутный доклад на любую тему, так или иначе связанную с Майкрософт. На подготовку к интервью у меня было около 10 дней и я выбрал тему "F#" -- тогда еще малоизвестного языка, разрабатываемого Don Syme в Microsoft Research. Доклад прошел без особенностей и уже через 3 недели после отсылки резюме я получил статус "студенческого партнера" в своем вузе.
Студенческая программа Майкрософт значительно отличается от страны к стране, поэтому описывать в деталях все её бонусы не имеет смысла. В общем и целом студенческие партнеры занимаются организацией разного рода докладов, мастер-классов, "хакатонов" в той области, которая им больше нравится и получают за это возможность самообразования в виде книг от Microsoft Press, ваучеров на экзамены и ряда индивидуальных бонусов (например участие в конференциях). Но, на мой взгляд, даже не это самое главное в программе. Основной её плюс -- это возможность прямого контакта с сотрудниками Майкрософта: техническими евангелистами и менеджерами, -- а также тесный контакт со студентами других вузов страны, которые так же как и ты интересуются технологиями Майкрософт. Второе, на мой взгляд, даже более ценно, ибо позволяет много научиться у твоих "ровестников" (не в плане возраста, а в плане статуса). Кроме того, в Германии нет какой-то предвзятости в отношении к студентам вузов (так как студент здесь может быть довольно длительным по времени статусом): некоторые студенческие партнеры также имели статус MVP (Most Valuable Professional) от Майкрософт за свою деятельность. И когда ты видишь чего достигли люди, которые учатся с тобой вместе -- это очень сильно мотивирует на дальнейшее развитие и работу над собой.
Одновременно с мотивацией личным примером, огромной мотивацией для меня был тот факт, что ряд бывших "студенческих партнеров" уезжало после учебы рабоать в Майкрософт в Америку: для программистов это была единственная возможность заниматься в Майкрософт разработкой программного обеспечения, так как в Германии Майкрософт занимается лишь поддержкой своих продуктов и консультированием. Работа в США, конечно, имеет свои особенности, но факт того, что именно там сосредоточены ведущие разработчики многих компаний (включая Майкрософт) сложно отрицать.
Когда очередной мой друг и бывший студенческий партнер неожиданно объявил, что он начинает работать в Майкрософт в США, я тоже загорелся идеей -- а вдруг у меня тоже получится? Я сразу написал ему довольно сумбурное письмо, где поздравлял его в получение позиции в Майкрософт и заодно интересовался, как бы между делом, а что бы он мне посоветовал для того, чтобы тоже получить такую работу. Его ответ был неожиданно длинным и довольно философским. Он писал, что работа в США сильно отличается от Германии и что в первую очередь это непростой моральный выбор: а нужна ли мне эта работа вообще. Такой ответ был совсем не то, что я ожидал: я как-то никогда не рассматривал проблему переезда с этой стороны. Письмо также содержало в себе совет о том, как решиться на такой выбор: перед тем, как искать работу в Майкрософт в США он советовал сделать практику в США и даже предложил свою помощь в оформлении и редактировании резюме.
Практика изначально не входила в мои планы: до конца учебы мне оставался примерно год и практика удлиняла этот срок еще минимум на полгода (с учетом всех формальностей). Однако по мнению моего друга, это стоило того. С учетом всех за и против я решил таки сделать практику и начал активно к ней готовиться.
Comments 
30th-Mar-2013 03:35 pm (UTC)
Интересно, ждём продолжения :).
This page was loaded Feb 23rd 2017, 10:58 pm GMT.